«Не всегда могу объяснить, почему дала ту или иную рекомендацию» — финансовый советник Наталья Смирнова

Наталья Смирнова, финансовый советник

Фото – Алексей Зотов

Финансовый консультант, основатель компании «Персональный советник» Наталья Смирнова рассказала, каким образом распределила деньги личного инвестиционного портфеля, как в выборе инструментов ей помогает интуиция, и какие заблуждения чаще всего приводят инвесторов к убыткам. Вместе со мной вопросы задавал финансист и частный инвестор Сергей Чадин. Интервью прошло в коворкинг-центре CEO Rooms.

— Готовясь к интервью, я вычитал, что у вас под консультационным управлением 400 млн долл. Так ли это?

Да, плюс-минус. Но вопрос, что считать под управлением. Моя компания управляет активами клиента, но актив может быть разным.

Бывают активы на фондовом рынке. Бывает, человек приходит и говорит: «У меня есть кое-что на бирже, но еще я хочу купить недвижимость». Или например человек хочет инвестиционную недвижимость за рубежом, и нам нужно следить за тем, как ее купить, продать, мониторить, как она сдается и т.д. Не то, что бы мы управляем этой недвижимостью, но мы следим, насколько качественно это делает управляющая компания.

— Какие конкретно инструменты предлагаете инвесторам?

Это зависит от целей клиента, горизонта планирования и т.д. В основном это фондовый рынок. Немного наш, но больше зарубежный, в основном американский. Это могут быть облигации, акции, взаимные фонды, структурные продукты. Сами инвестиции можем проводить через брокера или через инвестиционное страхование жизни российских и зарубежных компаний, чаще зарубежных. Потом это могут быть стратегии доверительного управления с опционами, фьючерсами, варианты с управляемыми брокерскими счетами на зарубежных площадках.

Есть варианты недвижимости, преимущественно зарубежной и с целью сдачи в аренду.

Также предлагаем опции вложения в малый и средний бизнес — краткосрочные займы или вхождение в капитал. Где-то это стартап, а где-то работающий бизнес, которому нужна оборотка или деньги на развитие.

Наталья Смирнова, Сергей Чадин, Кирилл Безверхий

— Я проводил интервью с вашими коллегами по рынку, тоже финсоветниками, ─ Владимиром Савенком, Ильей Пантелеймоновым, Дмитрием Камболиным, ─ все они одним голосом говорили, что не рекомендуют клиентам российский фондовый рынок. Почему вы его советуете?

Раньше я тоже категорически говорила нет российскому рынку, потому что у нас нет инструментов в таком объеме, как это есть за рубежом. Да и целевая аудитория, которая ко мне обращалась, в основном хотела инвестировать только в валюте и за пределами России. Но в декабре 2014 года, когда был скачок курса, появилась прослойка клиентов, которые находились в рублях. Я не могла им тогда сказать: «Срочно закупаемся баксами». Надо быть дебилом, чтобы такое рекомендовать. Поэтому я говорила: «ОК, мы остаемся в рублях и чтобы пересидеть, купим облигации, например, ОФЗ-шки».

Это была классическая стратегия. Ко мне приходили в декабре 2014-го года, мы покупали ОФЗ и весной конвертировали вложения в доллар по 50 рублей за бакс.

— Я вычитал, что некоторым клиентам вы рекомендуете вкладывать в микрофинансовые компании. Это меня сильно резануло.

Это правда. Опять же, если человек в рублях, он хочет перейти в валюту, но курс плохой, на «пересидеть» я могу более агрессивным клиентам на часть капитала предложить МФК-шку. Естественно, речь о самых крупных игроках на рынке. Например, «Горсберкасса», которая берет деньги под залог недвижимости, или «Домашние деньги» — лидер рынка. Оптимально вложиться до года, с возможностью частичного снятия, чтобы была ликвидность. Такой вариант хорош как альтернатива облигациям, когда бондовый рынок перегрет.

— В качестве финансового советника из всего многообразия инструментов как вам удается выбрать лучшие для клиента. Используете интуицию?

Я достаточно структурированный человек и пытаюсь найти логику, но при выборе новых инструментов обязательно везде включается интуиция. Я не всегда на 100% могу объяснить, почему я дала ту или иную рекомендацию. Т.е. в 90% случаев могу объяснить логику, а в 10% ─ нет.

Наталья Смирнова, финансовый советникНапример, это касается момента, когда я открывала свой бизнес. Естественно, я всем всегда говорю: «Перед тем как открыть бизнес, нужно все просчитать и нужен бизнес-план». А у самой, когда я стартовала бизнес в 2008 году, тезис был такой: «Сейчас все долбанет, надо брать!» Весь мой бизнес-план!

Эта самая чуйка чаще всего включается при выборе агрессивных инструментов. Потом уже включается мозг и я начинаю обосновывать для себя самой эту чуйку: она реально имеет под собой какие-то основания или нет? И если сама себе доказываю, что основания есть, тогда да. Но я анализирую не одна, у меня целая команда аналитиков.

— При выборе инструмента есть ли у вас боязнь ошибиться?

Если я выбираю инструмент для себя, в отношении личных финансов, то нет, потому, что считаю любой опыт бесценным. Или если тестирую новый продукт. Другое дело клиентские деньги.

Например, пришла ко мне компания StartTrack, которая является своего рода бизнес-акселератором и предлагает варианты вложения в стартапы и близко к этому. Мне нравиться идея, я загорелась, но пока сама до конца не разберусь и не попробую, не могу допустить туда деньги клиента.

У меня есть свой личный фонд на «попробовать». Для себя я эти деньги мысленно потеряла. Если тестовые деньги я во что-то вложу, и это выстрелит — круто. Если нет, то нет. Я регулярно отчисляю в тестовый фонд определенную сумму из бизнеса, консервативной и агрессивной части портфеля.

— Не могли бы подробнее рассказать про организацию личных финансов, прямо в конкретных долях?

Фонд на «попробовать» — это 20% от общего свободного капитала не учитывая мой бизнес. Его не будем считать, это сложно оценить.

50% денег — в инструментах, которые приносят консервативный стабильный доход: зарубежная недвижимость, зарубежные бонды и вся эта история. Здесь все в валюте. Возможно, это много держать половину денег в консервативных продуктах, но я не замужем, детей нет. Что если я настолько потеряю мозг, что влюблюсь в человека, который «сиди, я сам открою», и еще заведу от него детей?! Я это оцениваю как риск. И если он реализуется, пассивный доход все равно позволит автономно существовать всей этой ячейки общества.

Еще 10% в кэше, на депозитах – это ликвидность.

Оставшиеся 20% ─ агрессивная часть портфеля. Но агрессивная в разумных пределах, т.е. это какие-то акции и подобные инструменты.

— Какой максимальный доход сделали на агрессивной части портфеля?

Максимум вышло 170% за 3 месяца. Это я в одном IPO так поучаствовала. Если считать не IPO, а что-то более привычное из агрессивных инструментов, то доход выходил в 20-30% за год в валюте. Кстати отмечу, и я это всегда говорю клиентам, которые спрашивают, куда я инвестирую, берут ручку и готовы записывать, что я — это особый случай. Большая часть моего личного портфеля в валюте, потому что моя финансовая цель — я хочу жить на 3 страны. Германия, Штаты и третья, я думаю, Россия. Тем же людям, которым нравиться жить в России и они не планируют уезжать, незачем все хранить в валюте.

Наталья Смирнова, финансовый советник

— Для тех, кто не планирует уезжать, и имеет, скажем, 20-30 тысяч долл. или 1,5 млн руб., куда посоветуете инвестировать?

Если говорим о валюте, то можно открыть брокерский счет и купить евробонды. Многие доступны от 1 тыс. долл. за лот. Я на 20 тыс. могу купить n-ное количество бондов, ETF-ок и выйдет нормальный стабильный диверсифицированный портфель.

Если это рубли, то это хуже, но тоже можно купить бонды, какие-то акции, ETF-ы. ПИФы я бы не рекомендовала, т.к. они зарабатывают только на росте.

Если человек консерватор, то порекомендовала бы открыть ИИС типа A, где нужно показать официальный доход, и где получаешь налоговый вычет каждый год. И купить консервативные бумаги или лучше ОФЗ-шки или муниципалки, либо корпоративные рублевые облигации 2017-2020 выпуска, чтобы НДФЛ не снимался с купона. Выходит, человеку возвращается 13% от вложенной суммы плюс то, что даст ОФЗ-шка, — например, 9%. Итого доход за год — 20% в рублях.

Если рублевые вложения и инвестор готов к риску, то здесь можно рассматривать уже нишевые корпоративные облигации, также через ИИС, но я предпочитаю агрессивную часть закрывать не рискованными малоликвидными облигациями, а более ликвидными ETF.

— От каких сумм консультируете инвесторов, и сколько стоят услуги Натальи Смирновой?

Я работаю от 50 тыс. долл. или с этой суммой в рублевом эквиваленте. Все что ниже, если честно, мне нерентабельно.

Чаще всего я беру плату за консалтинг в виде процента от капитала под управлением. От 0,5 до 1% в зависимости от стратегии. Если это консервативная стратегия, и ее нужно мало пересматривать, естественно это минимальная плата. Если агрессивная, то плата выше.

Это что касается фондового рынка. Если речь о покупке недвижимости, то такую плату я конечно не беру.

Еще есть схема работы, где оплачивается сам консалтинг. За час это 5 тыс. руб. Если абонентская плата с ограничением по количеству обращений, то это от 20 до 50 тыс. в год.

Сергей Чадин, Кирилл Безверхий

— Для тех, кому пока не по карману ваши услуги, перечислите 3 самых распространенных заблуждений, которые приводили инвесторов к убыткам?

Первое — вера в то, что можно угадать один актив, который точно выстрелит. Т.е. это отказ от диверсификации, когда нужно размазывать деньги на разные активы. Ко мне постоянно приходят клиенты, я делаю им портфель, часть — сюда, часть — туда и напротив каждого пишу прогноз доходности. Они смотрят и говорят: «На хрен все, давайте все вложим в то, что принесет максимальный доход». Но так же нельзя!

Второе — часто люди недооценивают свою реакцию на риск. Многие инвесторы приходят ко мне без опыта переживания не только плюсов, но и минусов. Они говорят: «Это хрень — минус 2-3% и я легко к этому отнесусь». Потом выходит, что за месяц мы делаем скромный минус и они сразу хотят все вывести. Они думают, что инвестиции — тоже самое, что депозит, только доходнее и по рискам так же.

Третье — часто инвесторы считают, что все события можно предсказать. Особенно если обратиться к финансовому консультанту со стажем.

Перед Brexit я всех вывела в кэш и в ночь, когда должны были опубликовать результаты референдума, у меня обрывался телефон. Все, мягко говоря, не понимали, почему мы в наличных. В результате я обрубила телефон легла спать, а на утро у меня было 260 не отвеченных звонков, огромное количество sms-ок и самое главное читаю новость, что Brexit, вопреки прогнозам, случился. Я все сделала верно.

В конечном итоге все те люди, которые обрывали телефон, хором возмущались: «Почему вы не сказали, вы же знали?!». Но я не знала, поэтому и сидела в кэше. В инвестициях не нужно слушать каких-то гуру, достаточна здравая логика.

Другие интервью:

  • Владимир Савенок — финансовый консультант про инвестиции в хедж-фонды, биржевые фонды, ПИФ-ы и много другое
  • Олег Брагинский — бывший вице-президент крупнейшего частного банка России про контакты с миллиардерами и P2P кредитование
  • Илья Пантелеймонов — финансовый советник про инвестиции через страхование жизни и построение финансовой династии
Понравилась статья? Подписывайтесь на наш новый канал в Telegram.
16/05/17
05/02 RT @vcru: Максим Ильяхов: за 100 тысяч рублей сделать второй «Т—Ж» не получится. Даже если тексты хорошие. А если придумать из блога серви…
01/02 @IvanOnTech Eto bilo horosho :) cool
#ПолезныеСсылки
На праздниках познакомился с Максом из Франции. Он ведет блог OptionMag, где пишет обзоры по разным брокерам, включая IQ Option и eToro.
© Труинвестор.ru
2013–2019
О проекте    Контакты    RSS    Twitter    Telegram
Предупреждение о рисках: Команда Труинвестор.ru не несёт ответственности за действия упомянутых на сайте компаний и проектов. Все материалы представлены исключительно в образовательных или информационных целях. Инвестирование всегда сопряжено с рисками потери денег. Аналитики Труинвестор.ru высказывают лишь своё субъективное мнение и делятся опытом.